Как сделать рабочую программу дисциплины по-настоящему рабочей?
Многие преподаватели задаются вопросом, как составить действительно качественную и актуальную рабочую программу, в этой статье мы раскроем все секреты!
Сегодня система высшего образования столкнулась с двумя вызовами: с неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой и с тяжелой демографической ситуацией. Поскольку учащихся почти вдвое меньше, чем несколько лет назад. Началась активная конкуренция за привлечение мотивированных студентов: между вузами, между вузами и колледжами, между различными программами внутри вуза, между кафедрами и отдельными преподавателями. Причем эта конкуренция затрагивает не только студентов-платников и целевиков, но и обучающихся за счет бюджета.
В этих условиях рабочая программа дисциплины становится уникальным инструментом, через который преподаватель может повлиять на привлечение студентов, причем студентов мотивированных к освоению курса.
Как показывают недавние исследования, до 42% нарушений при проверках Рособрнадзора выявлено именно в рабочих программах. Одна из наиболее частых проблем — отсутствие современной, актуальной литературы для обеспечения курса, соответствующей требованиям ФГОС 3+ и утвержденным профстандартам.
Разберем типовые сложности составителей рабочих программ.
- Преподаватели мало осведомлены о том, как именно должна составляться рабочая программа.
К сожалению, не в каждом образовательном учреждении активно действуют методические отделы и программы повышения квалификации ППС.
Мы организовали регулярные вебинары по этому вопросу и призываем академическое сообщество активнее участвовать в методической жизни.
Отдельно стоит отметить удачный опыт ведущих вузов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет, НМСУ «Горный» и др.) по публикации рабочих программ дисциплин в открытом онлайн-доступе. Преподаватели других университетов нам сообщали, что внимательно изучают эти программы и модернизируют собственные.
- По дисциплине не указана адекватная базовая и дополнительная учебная литература.
Часто встает вопрос: что делать, если по курсу в принципе нет учебной литературы?
Общим ответом могла бы быть рекомендация пойти «обратным» путем: при разработке нового курса исходить из имеющейся в продаже литературы и строить курс по учебнику, а не искать учебник к курсу.
Если же дисциплина инновационная, носит авторский, междисциплинарный характер, то правильным шагом стало бы написание и издание собственного пособия.
Выбор одного из этих вариантов во многом зависит от квалифицированной помощи автору курса со стороны сотрудников библиотеки, методистов и администрации учебного заведения.
- Не соблюдаются нормативы по устареваемости основных учебных изданий из учебного фонда.
Невозможно вести современный курс с помощью устаревших инструментов — учебников. Как показывает анализ рабочих программ, часто приводятся старые издания, в том числе уже не действующих издательств. Особенно тяжела ситуация с инженерно-техническими и сельскохозяйственными направлениями подготовки.
Конечно, недопустимо использовать пиратские копии в Интернете или иным образом нарушать авторские права. Сегодня многие книги уже вышли в других издательствах, и стоит провести работу по поиску новых изданий. Здесь могут помочь сайты крупных издательств и книжных интернет-магазинов.
Хотелось бы отметить практику некоторых библиотек, которые на своем сайте делают раздел в помощь преподавателям с ссылками на нормативные акты и на профильные издательства.
- Нарушаются минимальные нормативы книгообеспеченности.
Увы, составители рабочих программ зачастую не вполне осведомлены о реальном положении дел в университетской библиотеке, о тех информационных ресурсах и электронных коллекциях, к которым обеспечен доступ для студентов и сотрудников вуза.
Удивляет, когда в списке литературы рабочих программ указываются издания позапрошлого века, выходившие мини-тиражом материалы зарубежных конференций, даже рукописи. Как определяет ФГОС, учебная литература должна быть доступна, и такие нарушения очень просто выявить при аккредитации той или иной образовательной программы.
Современные электронно-библиотечные системы ведущих издательств помогают решать проблему книгообеспеченности через заданное количество доступов к электронным учебникам, что становится современной альтернативой бумажным экземплярам.
Как мы видим, разработать актуальный список литературы не так просто. Из своего опыта можно дать рекомендацию использовать современные учебники в качестве базы для программы. В частности привязка тематического плана программы к структуре учебника решает вопрос чтения студентов к каждому занятию, а приводимые в учебниках компетенции, задания и список литературы можно взять за основу соответствующих разделов программы. Проще сделать по образцу, чем изобретать «с нуля».