Как работается в ВВГУ молодым преподавателям
Сегодня – еще один герой в серии интервью с преподавателями Владивостокского государственного университета. Наш собеседник – Ксения Галимзянова, доцент кафедры математики и моделирования института цифровой экономики и бизнес-аналитики
- Ксения Наилевна, судя по перечню повышения квалификации, почти каждый год Вы чему-то учитесь. Вас ведь никто не обязывает, верно?
– Обучение – мой добровольный выбор. Я поддерживаю идею непрерывного образования. Любая информация, и профессиональная тоже, быстро теряет актуальность. Появляются новые ниши, новые специальности. Современное обучение не заканчивается с получением диплома и продолжается всю жизнь. Важно постоянно расширять свой кругозор и учиться чему-то новому.
– Перечень Ваших публикаций тоже впечатляет. Они получили практическое применение?
– Первые мои работы написаны под руководством Ларисы Ковтанюк, доктора физико-математических наук в области механики деформируемого твердого тела. Полученные результаты имеют важное практическое значение для математического моделирования процессов холодной формовки. Или же публикация о Telegram чат-боте для повышения знаний в области информационной безопасности. Боты сейчас очень распространены, с их помощью проще выполнять стандартные задачи. Вместе со студентами мы разработали несколько таких ботов обучающего формата. Используем их на мастер-классах и встречах с абитуриентами.
– Брала интервью у нескольких преподавателей. Один из них призвал абитуриентов не бояться математики. Другой, в свое время обучавшийся менеджменту, говорил, что на первом курсе удивлялся вместе с однокашниками: зачем им преподают математику? И только потом понял, как это важно. Почему абитуриенты боятся экзамена по математике? Что не так?
– Многие школьники испытывают проблемы с этой дисциплиной, думая, что у них просто не хватает способностей. Но плохие оценки чаще связаны с непониманием предмета или непониманием учителя. Это обязательный экзамен для получения аттестата. И на большинстве специальностей в вузах спрашивают именно профильный уровень, который действительно требует определенного внимания. Если решили поступать, не оставляйте подготовку на потом. Объем информации большой, его нельзя быстро усвоить.
– А что дает изучение математики тому же менеджеру?
– Менеджер принимает решения в сфере своей ответственности. Есть рутинные решения, которые подразумевают оперативный сбор информации и использование типовых методик. А есть нестандартные, но повторяющиеся задачи. Например, выбор поставщика или производственные решения. Математическое и впоследствии количественное моделирование наиболее результативно именно для таких регулярных проблем. Менеджер, не владеющий аналитическим и математическим аппаратом, подходит к любой проблеме очень просто. Только формулирует ее и дает рекомендации по решению. Не всегда качественные. Но, если мы хотим снять проблему, нужно понять ее, провести определенные эксперименты, проанализировать уже имеющиеся решения. И постараться формализовать задачу и провести количественное моделирование. Проанализировать его результат, сделать выводы и только потом давать рекомендации с указанием новых ограничений по применимости и оценке рисков. И вообще, на мой взгляд, любая современная наука предполагает использование научного метода. Он включает такие этапы, как определение проблемы, формулировка гипотезы и создание модели. Сбор данных и проверка модели.
Кстати, с этого года мы ввели для юридических направлений новую дисциплину. Это математические методы анализа данных. Юристы, которые не сдавали профильный уровень по математике, отлично справляются. Мы с ними разбирали и практические задачи, конкретные, которые используются в юридической деятельности. Рассчитывали вероятность судебных задач. Им было интересно.
– Нынешний год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом наставника и преподавателя. Что главное для преподавателя, на Ваш взгляд?
– Главное – не научить чему-то, а научить учиться. А также мотивировать на достижение результатов. Для меня очень важно, что мои студенты могут обратиться ко мне с абсолютно любым вопросом и знают, что я им могу помочь.
- Почему Вы пришли преподавать? И где, кроме университета, могли работать?
– Могла заняться наукой, аналитикой, анализом данных, работать в экономике, банковской сфере. Но мне всегда было интересно преподавать. Я знала, что так или иначе моя жизнь будет связана с этой областью. Мне это очень близко. И еще, как только человек начинает преподавать, он начинает развиваться с утроенной силой. Поскольку хочет передать свои знания. Это интересный процесс, и он непрерывный.
– А сегодняшние студенты, какие они?
– Те, с которыми я работаю, активные и отзывчивые ребята. Хотят участвовать абсолютно во всех мероприятиях – научных, творческих. Сами проявляют инициативу. Нет такого, чтобы прогуливали или говорили о скуке. Случается, даже приходят в 8.30 на чужую пару, чтобы какие-то моменты для себя уточнить. То есть, настолько горят учебой, что это просто не может не заряжать и преподавателя. Уже с первого курса пишут статьи, участвуют в научных мероприятиях. Мы ездим с ними по краю, проводим мастер-классы в школах. И встречи проходят очень интересно, с обратной связью. Вот этим и горим.
– Что Вы можете сказать своим будущим студентам, которые будут поступать в ВВГУ в этом году?
– Важно в первую очередь выбрать свою специальность. В институте цифровой экономики и бизнес-аналитики две кафедры: математики и моделирования и кафедра информационной безопасности. Обе предлагают актуальные специальности, с которыми можно войти в любую сферу и стать востребованным. Наши выпускники собирают данные об эффективности бизнеса, составляют статистические отчеты, определяют требующие улучшения области и создают планы оптимизации процессов. Такие нужны в любом бизнесе, поэтому практически все наши ребята трудоустроены еще студентами. Университет – это место, в котором вы будете проводить большое количество времени. Поэтому изучаемые дисциплины должны быть вам интересны. Какую бы вы ни выбрали специальность, преподаватели ВВГУ помогут каждому освоить все дисциплины. Главное – чтобы было желание.